Тайные механизмы китайской медицины

Концепция «У-СИН»

Китайские мыслители в результате своих наблюдений над окружающей природой, над функциями организма и его строением создали цельную философскую концепцию У — СИН. Гармонично вписаться в окружающий мир и жить в едином ритме с природой, соединяясь с её силами и энергиями — основная мысль концепции У-СИН. Благодаря ей можно определить в какое время года лучше заниматься лечением и профилактикой того или иного заболевания, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться для определения диеты, какое эмоциональное состояние нужно стимулировать и т. д. Концепция У — СИН применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии взаимосвязей внутренних органов, а так же для диагностики и лечения различных заболеваний.

У — СИН чаще переводится как «пять элементов» (первоэлементов), хотя, правильнее говорить о пяти движениях (син — буквально движение). Древневосточные ученые обращали внимание на цикличность явлений природы: ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло. А также, цикличность функций человека: бодрствование и сон, вдох и выдох и так далее.

Связи суточного цикла определялись следующим образом: день «рождает» вечер, вечер «рождает» ночь, ночь «рождает» утро и так далее.

Считалось, что в основе организации природы лежат циклы чередования Инь — пассивной силы и Ян — активной силы. Каждый из этих циклов состоит из чередования последовательных состояний:

  • рождение или возрастание (весна, утро так далее)
  • максимальная активность (лето, полдень и так далее);
  • упадок или угнетение (осень, вечер и так далее);
  • минимальная активность (зима, ночь и так далее)
    Аналогично этому:
  • Восток (восход солнца, утро) соответствует рождению;
  • Юг соответствует максимальной активности;
  • Запад соответствует упадку (заход солнца, вечер);
  • Север соответствует минимальной активности

Максимально обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, древневосточные ученые разделили мир на пять больших категорий. Каждому из четырех последовательных состояний природы был дан символ: Дерево, Огонь, Металл, Вода. Затем, был добавлен пятый символ — Земля, поскольку все циклические изменения происходят на земле.

Наиболее логичным следует принять древнекитайское объяснение взаимоопределения элементов. Человек видит дерево, стоящее перед ним. «Что я вижу? Дерево». Появился первый первоэлемент. Неожиданно ударила молния, и дерево загорелось. Человек вновь спросил себя и ответил: «Я вижу огонь. Дерево породило огонь». Второй первоэлемент. Дерево полностью сгорело, человек подошел к пеплу и пришел к выводу: «Это плодородная земля.

Огонь породил землю». Третий элемент найден. Человек стал изучать землю и нашел в ней слиток золота, посмотрел на него и сказал: «Это металл. Следовательно, земля породила металл». Подумав так, человек захотел пить и посмотрел на дерево, оно засохло — оно тоже хотело пить, как и он. Человек огляделся и не нашел водоема, тогда он выковал из металла лопату и откопал воду. «Металл породил воду», — сказал он, напившись. После чего направил воду к дереву. Вода оживила дерево, и человек возрадовался: «Вода породила дерево, но именно с него я начинал свой мысленный путь. Значит, мир замкнулся, и мне больше ничего не надо. У меня все есть. Свершился великий круг вещей, которые порождают друг друга, и им
достаточно только себя. Я смогу назвать их так, как они порождают друг друга:

ДЕРЕВО — ОГОНЬ — ЗЕМЛЯ — МЕТАЛЛ — ВОДА И ВНОВЬ — ДЕРЕВО

Цепочка замкнулась. Все, что мне необходимо, я получу из этих пяти первоэлементов:
Дерево даст дом, посох, соху, лук, стрелы, огонь… Огонь даст тепло, безопасность от зверей,
свет, обожжет посуду…

Земля даст зверей, птиц, домашний скот, растения и хлеб…
Металл даст орудия труда, оружие для охоты и защиты себя…
Вода даст жизнь мне и зверям, взрастит посевы, поможет размолоть хлеб…
Все это вместе можно назвать миром, в котором я живу». Так подумал человек и лег спать.

«Вода и огонь относится к жизненно необходимому, к еде и питью, в которых нуждается народ. Металл и дерево существуют для развлечений и производства. Земля является источником всех вещей и служит на пользу человека.»  Так сказано в книге «Шан-шу да-цюань»

По представлению древневосточных философов, каждый из пяти первоэлементов — это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке.

ДЕРЕВО — символ рождения, роста (переход от пассивной силы Инь к активной — Ян). Имеет свойства: рождение и рост в теплый период, зелёный цвет, податливость, упругость и др. Поэтому все вещи и явления с такими свойствами относятся к первоэлементу ДЕРЕВО.
ОГОНЬ — символ максимальной жизненной активности (максимальное выражение активной силы Ян).Огонь имеет свойство жара и поднимающего вверх пламени, поэтому все вещи и явления с такими свойствами относятся к первоэлементу ОГОНЬ.
МЕТАЛЛ — символ начинающегося упадка (от Ян к Инь). Свойства металла — твёрдость, пустота (чистый звук), чистота, стройность, хрупкость, лёгкость, поэтому ве вещи и явления с такими свойствами, отнесены к первоэлементу МЕТАЛЛ.
ВОДА — символ минимальной активности (пассивной силы Инь). Вода обладает текучестью, холодом, способностью к движению назад, поэтому все вещи и явления с такими свойствами объединяются под символом ВОДА.
ЗЕМЛЯ — центр и ось циклических изменений всего мироздания. под этим первоэлементом объединены явления, сходные с плодородием, питанием и превращением.

В книге «ШУ ЦЗИН» написано:

«Первое начало -вода, второе — огонь, третье — дерево, четвертое — металл и пятое -земля. постоянная природа воды быть мокрой м течь вниз; огня — гореть и подниматься вверх; дерева — поддаваться сгибанию и выпрямляться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и даёт урожай. Металла — подчиняться внешнему воздействию и изменяться. То, что мокрое и течёт вниз, создаёт соленое; то, что горит и поднимается вверх, создаёт горькое; то, что поддаётся сгибанию и выпрямляется создаёт кислое; то, что подчиняется и изменяется, создаёт сладкое.»

Неразрывная связь всех пяти первоначал является главным выводом из учения У — СИН. Каждый из ПЕРВОНАЧАЛ связан с другими посредством ПРОДУКТИВНЫХ и ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ. Смысл продуктивных процессов (созидание) заключается в следующем:

  • вода помогает росту дерева;
  • дерево может произвести огонь;
  • огонь делает землю (пепел);
  • земля производит (рождает) металл;
  • металл при нагревании превращается в воду.

Разрушение (деструктивный процесс) проявляется следующим образом:

  • вода может гасить огонь;
  • огонь размягчает металл;
  • металл может резать дерево;
  • дерево обедняет землю;
  • земля ограничивает воду.

Эта схема циклической взаимосвязи была применена также к физиологии и строению организма человека. В окружающем мире (большой мир, макрокосмос) человек является миром в миниатюре (малый мир, микрокосмос) и состоит из тех же пяти первоэлементов. Тело человека состоит из анатомо-физиологических единиц — органов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Каждый из органов соответствует определенному первоэлементу и взаимодействует с другими органами. 

Пентаграмма У — СИН представляет собой ценность в диагностике заболеваний, так как представляет собой целостный подход к пониманию природы человека и его заболеваний.

В трактате «ШУ ЦЗИН» в главе «Великий закон» так говорится о свойствах человека, которых тоже пять:

«О пяти способностях человека. Первая — внешний облик, вторая — речь, третья — зрение, четвертая — слух, пятая — мышление. Свойство внешнего облика — это достоинство, речи — следовать истине, зрения — острота, слуха — тонкость, мышления — проницательность. Достоинство создаёт строгость поведения, следование истине создаёт аккуратность, острота зрения создаёт прозорливость, тонкость слуха создаёт осмотрительность, проницательность создаёт мудрость.»

В книге «СУ ВЕНЬ» сказано, что жизнь человека образована энергией (ци) Неба и Земли и находится под влиянием четырёх времён года.

  • Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение,смену старого новым, очищение. Ей свойственны умеренность и мягкость. Этому сезону соответствует ян.
  • Энергия лета, как и энергия конца лета, — это красота, сила, мощь. Нужно дать развиться этим качествам, так как они соответствуют  , которая должна нормально циркулировать в летний период, то есть стремиться к выходу наружу. Лето — это ян.
  • Энергия осени — это состояние внутренней наполненности, что является результатом покоя и уверенности. Необходимо стремиться к самоуглубленности. Осень — это инь.
  • Энергия зимы требует сохранения духовной энергии путём сбережения тепла. Всё, что накоплено в предыдущие сезоны, необходимо использовать аккуратно и бережно, чтобы оставить силы до весны. Зима — это инь.

Каждая сезонная энергия соответствует одному из пяти первоэлементов, которые в свою очередь, связаны с органами. Поэтому сезонные энергии благоприятно воздействуют и на органы:

  • энергия весны воздействует на печень;
  • энергия лета на сердце;
  • энергия конца лета на селезёнку;
  • энергия осени на лёгкие; 
  • энергия зимы на почки.

Каждый сезон — это время наивысшей активности органа и самое благоприятное время для его исцеления и оздоровления. Очень важно понять: то, что благоприятно воздействует на организм в одно время суток, при одном направлении ветра, в один сезон, в любое другое время и в ином месте может оказаться опасным. Например, если осенью стимулировать лёгкие, которые в силу сезона и так активны, то мы ещё больше угнетём печень, которая осенью ослаблена. Поэтому надо очищать и укреплять сам орган и всю ему подвластную систему, а не стимулировать данную функцию. Действуем осторожно и ласково с активным органом.

Цитата из древне-китайского трактата о элементе ВОДА в системе У-СИН.

«Север рождает холод. Холод рождает стихию воды. Вода рождает солёный вкус. Соленый вкус рождает почки. Почки рождают костный мозг; костный мозг рождает печень. Почки контролируют уши. На небе им соответствует холод. На земле им соответствует стихия ВОДЫ. В человеческом организме им соответствуют кости. Среди органов ЧЖАН это почки. Среди цветов — это черный цвет. Среди звуков звукоряда — это звук ЮЙ. Среди модуляций голоса — это стон. Среди патологических движений — это дрожь. Из отверстий тела — это уши. Из вкусов — это соленый. Среди эмоциональных устремлений — это страх. Страх разрушает почки, мысли побеждают страх. Холод разрушает кровь. Сухость побеждает холод. Соленое разрушает кровь. Сладкое побеждает соленое.»

Подробно о взаимодействии внутренних органов сказано в учении ЧЖАН — ФУ.

В пять первооснов и первоначал обязательно входит равновесие инь и ян. Поэтому при лечении патологического состояния в традиционной китайской медицине строят цепочку взаимосвязей по принципу У — СИН и находят в ней дисбаланс инь и ян. И только следующим этапом является воздействие на болезнетворное начало, повреждённый органы или функциональные системы.

Статья написана по материалам книги У Вей Синь «Фен шуй. Рецепты здоровья на каждый день»

Добавить комментарий